Многие подрядчики составляют сметы в коммерческих расценках с использованием прайс-листов из Интернета. В нашем примере мы предлагаем ознакомиться с алгоритмом разработки расчетов на ремонтно-строительные работы по государственным нормативам.

Виды конструкций:

  • железобетонные сборные
  • бетонные сборные
  • железобетонные монолитные
  • бетонные монолитные
  • из кирпича
  • металлические
  • из блоков
  • из бутового камня
  • деревянные
  • гипсокартонные
  • под заземление

Пример составления сметы на проведение ремонтно-строительных работ

Краснодар

Сметчик всегда работает с ограниченным количеством расценок, правда, ограничиваться это количество может десятками тысяч нормативов из государственной базы. Так и при составлении сметы на ремонтно-строительные работы сметчик открывает свою программу и видит набор расценок и работ, и он не может изменять утвержденную стоимость, не может удалять и менять ресурсы (ну разве только материалы и оборудование). Задача сметчика - выставлять корректные объемы и количества, которые он берет из проекта, ведомости или спецификации. В настоящее время на рынке Краснодара и других крупных городов работает столько сметчиков, что выходящему на этот рынок заказчику порой сложно сориентироваться и выбрать себе контрагента. Сегодня сметы на общестроительные работы делают практический все сметчики. Этот тип расчетов считается достаточно простым, все расценки прямые, не надо ничего придумывать: находишь расценку и ставишь количество. Другое дело, что под одну и ту же работу можно подобрать две, а то и три различные государственные расценки, и от этого итоговая стоимость будет в значительной мере варьироваться. Почему так получилось в базе государственных расценок, что они дублируются? На самом деле, речь, естественно, не идет о полном дублировании норматива: всегда будут различия в используемых материалах, технологии работ, эксплуатируемых машинах и оборудовании. Кроме того, в база ФЕР существует деление сборников на строительные и ремонтные работы и, скажем, норматив на бетонирование встречается и там, и там. Опытный сметчик знает об этой особенностях государственных баз расценок и грамотно использует их на благо заказчика. Правда, когда речь идет о новом строительстве, все-таки в приоритете находятся части сборников единичных федеральных и территориальных расценок на общестроительные и специальные работы. В рассматриваемом нами примере сметного расчета как раз используются расценки на общестроительные работы, в том числе на заливку бетона по перекрытиям, надбетонкам, балкам, установку арматуры, устройство подпорных стен, устройство железобетонных колонн, плит, фундаментов.

Обоснование Наименование Кол. Осн. З/п ЭкМаш З/п Мех Всего
ТЕР06-01-001-16 Устройство железобетонной фундаментной плоской плиты плита ПФм1 100 м3 (железо-) бетона в деле 1509,31 3406,6 282,93 115727,71
ТССЦ-401-0066 Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200) 1 м3 бетона -674,36
ТССЦ-401-0069 Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В25 (М350) 1 м3 бетона 798,22
ТССЦ-204-0100 Горячекатаная арматурная сталь класса А-I, А-II, А-III т 5128,74
ТССЦ-204-0048 Надбавки к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток пространственных, диаметром 10 мм т 2530,1
ТЕР06-01-024-03 Устройство стены СТм1 и диафрагм ДЖ1-Дх4 железобетонных высотой: до 3 м, толщиной до 300 мм 100 м3 бетона, бутобетона и железобетона в деле 7383,85 5452,95 392,5 145737,93
ТЕР06-01-026-11 Устройство железобетонных колонн КМ2, Км3, Км4, Км5 в деревянной опалубке периметром до 2 м 100 м3 бетона, бутобетона и железобетона в деле 21868,7 14759,86 1088,03 213364,75
ТЕР06-01-041-12 Ремонтно-строительные работы в части заливки бетона в перекрытия Пм1, Пм2 по стальным балкам площадью: более 5 м2 приведенной толщиной до 200 мм 100 м3 5258,07 5400,23 413,66 117607,7
ТЕР06-01-041-12 Ремонтно-строительные работы в части заливки бетона для устройства балок подкрановых и обвязочных перекрытия площадью на высоте выше 6 м от опорной площадки по оси Е, между осями 5-9 - 4 шт. 100 м3 5258,07 5400,23 413,66 117607,7
ТЕР06-01-034-02 Ремонтно-строительные работы в части заливки бетона для устройства балок подкрановых и обвязочных перекрытия площадью на высоте выше 6 м от опорной площадки по оси Е, между осями 5-9 - 4 шт. 100 м3 12122,65 13009,23 969,6 212739,24
ТЕР06-01-119-01 Ремонтно-строительные работы по установке монолитных лестничных площадок Лм1, Лм2 в мелкощитовой опалубке 100 м3 21141 32473,81 2446,91 89591,16

Пример сметного расчета составлен в базе ТЕР Краснодарского края, утвержденной Приказом Минстроя России от 31.12.14 №937/пр. Способ составления расчета: базисно-индексный с начислением лимитированных затрат и коэффициентов. Смета переведена из базисных цен в текущие индексами Минстроя РФ 2 квартал 2020 года согласно письму №19271-ИФ/09 от 21.05.2020г. (Прочие объекты) СМР=7,33.

Сравнительно недавно в жизни сметчиков Краснодарского края произошли положительные изменения. К базе ТЕР-2014 неожиданно выпустили индексы по статьям затрат: к основной зарплате рабочих и машинистов, к эксплуатации машин и материалам. На первый взгляд ничего удивительного, но на самом деле для рядовых сметчиков это значительное событие.

В Краснодарском крае, так уж исторически сложилось, индексы, которые использовались для составления смет на общестроительные и ремонтно-строительные работы, выпускались Департаментом строительной области. Письмо с индексами выходило регулярно, примерно раз в квартал. Потом в один прекрасный квартал, кажется это было в конце 2016 года, письмо почему-то не вышло. Кто тогда мог подумать, что эти индексы вообще потом выпускаться не будут. Делать нечего: первое время для составления смет на строительно-ремонтные работы специалисты брали последние индексы за 4 квартал 2016 года. Это продолжалось примерно полгода, но потом их постепенно применять перестали. Оставшись без поэлементных индексов Департамента Краснодарского края, сметчики обратились к письмам Минстроя, которые продолжали регулярно публиковаться. Индексы Минстроя выпускались для всех регионов, были абсолютно бесплатны и просты в использовании, но, к сожалению, обладали одним неприятным свойством. Они были не поэлементными, а умножались на итог по каждой расценке. То есть нельзя было как раньше в смете умножить зарплату на 24,5 или эксплуатацию машин на 9 - теперь приходилось сумму всех элементов (ОЗП + ЭМ + МАТ) умножать на единый индекс, скажем, на 6,5. Несложно представить, насколько существенная разница стала возникать по итогу при составлении смет со старыми и новыми индексами. Сначала мне как сметчику представлялось невозможным составлять сметы на электромонтаж, сети связи, общестрой, ремонт в базе ТЕР Краснодарского края с индексами Минстроя. Итог по смете обычно получался мизерный, приходилось тщательно работать над подбором каждой расценки, и то заказчик и подрядчик могли быть в итоге недовольно. Однако шли годы, индексы по элементам затрат так и не выпускали, и постепенно работа с единым индексом даже как-то вошла в привычку. Сметы составлялись одна за другой, и о больших индексах, как о чудесном и совершенно корректном способе увеличить стоимость по смете, я уже успела забыть. И вот представьте себе мое удивление, когда я в прошлом месяце, роясь в письмах Минстроя, вдруг обнаруживаю документ, где опубликованы свежие ПОЭЛЕМЕНТНЫЕ индексы для Краснодарского края. Для тех кому интересно, это письмо №30539-ИФ/09 от 05.08.2020 г., и там для различных объектов строительства опубликованы индексы к ФЕР-2001 и ТУР-2001 отдельно по оплате труда, эксплуатации машин и материалов, изделий и конструкций. Если для смет на ремонтно-строительные работы, где велик вес материалов и конструкций в общем итоге, это изменение не так существенно, то для отделки, монтажа и различных трудоемких операций, такого письма давно не хватало: теперь можно вполне официально умножать оплату труда не на 6, а на 20. Индексы пока выпустили для 3 квартала 2020 года, посмотрим, продолжиться ли и публикация в том же формате в дальнейшем. Было бы неплохо...